(† март 996, Рим), папа Римский (с авг. 985). Сведения о его жизни до избрания на Папский престол скудны. В Liber Pontificalis упоминается отец И., пресв. Лев из Рима. В одной из редакций Liber Pontificalis подчеркивается образованность И. Автор его жизнеописания утверждает, что И. является автором неск. книг. Папа Римский Бенедикт VII (974-983) возвел И. в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Виталия. После смерти антипапы Бонифация VII (июль 985) и 20-дневного периода вакации Папского престола в авг. 985 г. И. был избран папой Римским (согласно нек-рым частным грамотам, избрание и папская интронизация состоялись в авг., по крайней мере не позднее 5 сент. 985) (Papstregesten. 1998. N 641). Обстоятельства избрания И. неизвестны. Л. Дюшен предположил, что И. был ставленником сенатора Иоанна (I) Кресценция, укрепившего свою власть в Риме (Duchesne. 1904). Ф. Грегоровиус и Х. Манн считали, что избрание И. соответствовало интересам «германской» партии (Грегоровиус. 2008; Mann. 1910). От периода понтификата И. не сохранилось сведений о к.-л. конфликтах в Риме (по мнению Грегоровиуса, это может объясняться соглашением, достигнутым между имп. Феофано, вдовой имп. Оттона II, и Кресценцием). Осенью 988 г. по просьбе Феофано И. временно присвоил архиепископский статус кафедре Пьяченцы, к-рую занял приближенный императрицы Иоанн Филагат (впосл. антипапа Иоанн XVI).
И. сыграл важную роль в споре о законности низложения кор. Франции Гуго Капетом Реймсского архиеп. Арнульфа (988-1021), принадлежавшего к боковой линии династии Каролингов. Он был возведен на кафедру при условии, что принесет клятву верности королю и пообещает не поддерживать своего дядю Карла Лотарингского, противника Гуго Капета. По просьбе короля и вопреки жалобам, полученным от епископов-суффраганов Реймсского архиепископа, И. утвердил Арнульфа в сане и послал ему паллий (Jaffé. RPR. N 2932). Однако вскоре Реймс был занят войсками Карла Лотарингского. В апр. 991 г. Гуго Капету удалось восстановить власть в городе и пленить архиепископа. Уверенный в предательстве Арнульфа, король созвал для суда над ним провинциальный Собор в Верзи близ Реймса (17 июня 991, в источниках упом. как Реймсский Собор). По решению Собора Арнульф был низложен, вместо него архиепископом Реймсским поставлен Герберт Аврилакский (впосл. папа Римский Сильвестр II) (Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Remensis // MGH. SS. T. 3. P. 658-686). Низложение архиепископа провинциальным Собором без утверждения папой Римским противоречило канонам (впосл. т. н. Лжеисидоровым декреталиям), согласно к-рым только папа Римский обладал правом суда над епископами. Воспользовавшись этим предлогом, Арнульф обратился за помощью в Рим. И. отказался поддержать решение Собора в Верзи и попытался созвать др. Собор за пределами владений Гуго Капета. Однако предложение папы не нашло поддержки у франц. епископата и короля: Собор в Шеле (близ Парижа) в 993/4 г., сославшись на каноны отцов Церкви, отверг притязания папы вмешиваться в дела франц. епископата. В то же время папская инициатива нашла поддержку у герм. епископов (вероятно, конфликт вокруг Реймсской кафедры стал предлогом для вмешательства герм. кор. Оттона III в дела Французского королевства). В герм. земли для пересмотра вопроса был направлен папский легат аббат Лев; оттуда он отправил епископам послание с предложением созвать Собор в Ахене или в Риме, однако те отказались. В качестве компромиссного варианта было решено провести Собор в Музоне, располагавшемся на территории Реймсского архиеп-ства, недалеко от границы владений кор. Оттона III. Собор прошел под председательством аббата Льва; примечательно, что на нем кроме Герберта Аврилакского не присутствовали др. франц. епископы. 2 июня 995 г. решением Собора Арнульф был восстановлен в должности, а Герберт низложен (Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Mosomensis // MGH. SS. T. 3. P. 690-691). В 995 г. состоялся новый Собор в Реймсе, к-рый вынес окончательное решение о низложении Герберта (его избрание признавалось неканоническим) и о восстановлении в должности Арнульфа. В 997 г. решения Реймсского Собора подтвердил Собор в Павии.
Осенью 990 г. И. вмешался в конфликт между королем англосаксов Этельредом II и герц. Ричардом Нормандским. В Англию и Нормандию был направлен папский легат Лев Трирский с посланием от И. (текст сохр. в составе «Деяний королей англов» Уильяма из Малмсбери). Посольство Льва Трирского оказалось вполне успешным: в марте 991 г. был заключен мир (Jaffé. RPR. N 2940; Papstregesten. 1998. N 694). На Пиренейском п-ове возник конфликт в связи с замещением кафедры г. Вик. На созванном по этому поводу Соборе И. отлучил от Церкви Вадаальда, избранного при здравствующем еп. Фруйе на Викскую кафедру и рукоположенного Одоном, архиеп. Ошским. Сохранились папские регесты грамоты «Dagone iudex», согласно к-рой в нач. 992 г. польск. кн. Мешко I с супругой Одой Хальденслебенской и сыновьями передавали Польшу под опеку Папского престола (Le Liber Censuum de l'Église romaine / Éd. P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. P. 349. N 17). По-видимому, грамота так и не вступила в силу, т. к. после смерти польск. князя его старший сын Болеслав I Храбрый изгнал мачеху и ее сыновей.
В тексте Никоновской летописи (общерус. летописного свода 20-х гг. XVI в.) сохранились сведения о контактах И. со св. блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем в 986, 988, 991 и 994 гг. Первая из дат - приход послов из «Немьци», к-рые «глаголюще», что они «придохомъ послании от папежа»,- совпадает с ранним известием Повести временных лет (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 85; ср.: Там же. Т. 9. С. 42). Кн. Владимир отказал папским послам в принятии крещения на том основании, что «отци наши сего не прияли суть» (Там же). Это сообщение косвенно подтверждает недатированные известия Жития св. Ромуальда, составленного ок. 1042 г. Петром Дамиани, о более ранних попытках крещения Руси по зап. обряду (в 1-й пол. 978, в правление в Киеве кн. Ярополка Святославича). В 988 г. также «приходиша послы из Рима от папы, и мощи святых принесоша к Володимеру»; в 991 г. «приидоша к Володимеру послы из Рима от папы, с любовию и с честью»; в 994 г. «послы Володимеровы приидоша в Киев, иже ходиша в Рим к папе» (ПСРЛ. Т. 9. С. 57, 64, 65). Достоверность данных известий нек-рыми исследователями ставится под сомнение: настораживает тот факт, что записи 988, 991 и 994 гг. с т. зр. построения текста написаны по одному шаблону; отмечается отсутствие известий о контактах правителей Руси с герм. императорами и церковными властями Рима в Повести временных лет. В последнее время в историографии более внимательно рассмотрены события, изложенные в Никоновской летописи (А. Е. Пресняковым, Б. Я. Раммом, А. Ю. Карповым и др.). По сведениям об этом периоде из герм. латиноязычных хроник и анналов, контакты между Русью и странами Зап. Европы были интенсивными. Т. о., аргумент, что сообщения Никоновской летописи о связях Руси с Римом в кон. X в. были придуманы, чтобы оправдать в нач. XVI в. политические контакты Московского вел. кн. Василия III Иоанновича с Римским папой, в наст. время в историографии отвергнут. Но источниковедческий аспект проблемы остается в силе, прежде всего из-за разницы в хронологии между известиями в нем. хрониках и в Никоновской летописи.
При И., стороннике клюнийской реформы, мн. мон-ри были взяты под защиту Папского престола. Охраняя привилегии мон-рей от светских государей, папа прибегал к крайним мерам. Так, он пригрозил графам Фландрским Арнульфу II и Балдуину IV отлучением от Церкви, если они не откажутся от претензий к мон-рю св. Рихария (Сен-Рикье) (Jaffé. RPR. N 2953). И. утвердил решения Собора в Лиможе (994), состоявшегося в рамках движения «Божиего мира», где идея реформы Церкви нашла широкую поддержку.
В кон. 988 или в нач. 989 г. в Рим приехал изгнанный из еп-ства сщмч. Адальберт, еп. Пражский. По совету папы он принял монашеский постриг и поселился в мон-ре святых Алексия и Вонифатия на Авентине. В сер. 992 г. прибывшие в Рим послы чеш. кн. Болеслава II (967-999) от лица правителя и паствы при поддержке архиеп. Виллигиза Майнцского (Пражский епископ являлся суффраганом архиепископа Майнцского) обратились к И. с просьбой вернуть епископа в Прагу. Дело обсуждалось на Соборе, по решению к-рого Адальберту надлежало отправиться в свое еп-ство, однако в случае дальнейших притеснений ему разрешалось вернуться в мон-рь. Во время 2-го пребывания в Чехии Адальберт по поручению И. основал 1-й на чеш. землях бенедиктинский мон-рь Бржевнов, к-рый получил от папы широкие привилегии. В 994 г. Адальберт, удрученный состоянием нравов в епархии и потерей в ходе усобицы 4 братьев, вернулся в Рим. Согласно поздней легенде, папа назначил Адальберта своим капелланом. В 996 г. по просьбе Виллигиза Майнцского папа (И. или, вероятно, уже новый папа Римский Григорий V) повелел Адальберту возвратиться в еп-ство или заняться миссионерской деятельность среди язычников (спустя год сщмч. Адальберт принял мученическую кончину от язычников-пруссов, живших к востоку от устья Вислы).
При И. Рим посетил Гебхард II, еп. Констанцский. Папа благословил епископа основать бенедиктинское аббатство Петерсхаузен и передал ему главу свт. Григория I Великого (Vita Gebehardi episcopi Constantiensis. 16 // MGH. SS. T. 10. P. 587). К понтификату И. относится самая ранняя из известных канонизаций, совершенных папой. 31 янв. 993 г. на Соборе, проходившем под председательством И., было зачитано составленное пресв. Герхардом Житие еп. Ульриха Аугсбургского, а затем принято решение о канонизации святого. Сохранилось послание И. всем иерархам «Галлии и Германии» от 3 февр. 993 г. с описанием деяний Собора и его постановлений (PL. 137. Col. 845-847; Jaffé. RPR. N 2945). И. возвел в кардинальское достоинство 7 чел., в т. ч. Бруно Каринтийского (впосл. папа Григорий V).
Из-за давления, к-рое оказывали на папу рим. сенатор Иоанн (I) Кресценций и, возможно, представители рим. клира (среди рим. духовенства папа заслужил дурную славу, будучи неоднократно обвиняем в непотизме; это нашло отражение в жизнеописании И. в Liber Pontificalis), в марте 995 г. папа был вынужден покинуть Рим. Укрывшись в Сутри, он отправил послов к герм. кор. Оттону III с просьбой о помощи. Узнав о готовности короля оказать поддержку изгнанному папе, римляне предложили тому вернуться, что И. и сделал. Весной 996 г. состоялся поход Оттона III в Италию. Однако король не застал папу в живых: И. скончался от лихорадки. Место его захоронения неизвестно. Вероятно, папа был погребен в оратории Девы Марии в башнях (Santa Maria in Turribus, капелле при входе в атриум Ватиканской базилики), который при нем был украшен фресками.
В поздних источниках из-за ошибки, допущенной при переписи списка пап (см. ст. Иоанн XIV), И. именуется Иоанном XVI.